Обзор каталки в Кировске (Хибины)

Хибины - горный массив в центральной части Кольского полуострова, территориально принадлежит Мурманской области. С Хибинами тесно соседствуют города Кировск и Апатиты. Средняя высота гор - 800-1100 м. над уровнем моря. Высшая точка - 1201 м. Рельеф разнообразен, многие склоны за пределами горнолыжных комплексов - потенциально лавиноопасны, несмотря на небольшую высоту гор.

В Кировске и Апатитах, как и во всем Заполярье, период полярной ночи длится с 15 по 28 декабря. В это время солнце не поднимается над горизонтом. Для Хибин не редкость сильные ветра и бураны. При скорости ветра более 15 м/с канатные дороги обычно останавливаются. Не редкость для Хибин и туманы.

Длительность горнолыжного сезона зависит от количества выпавшего снега. Обычно - с конца ноября по середину мая. Лучшее время для катания - март, апрель, возможно первые дни мая. Незаслуженно игнорируется февраль - очень снежное время года. В феврале могут быть проблемы с видимостью, но, если везёт со снегопадом - это лучший снег сезона.

В Кировске находится 3 горнолыжных комплекса:

1) ГК "Кукисвумчорр" - микрорайон "Кукисвумчорр" или "25 км";

2) ГК "Коласпортланд" или "городской" - ул. Олимпийская, северная сторона горы Айкуайвенчорр,

3) ГК "Большой Вудъявр" - северная и южная сторона горы Айкуайвенчорр.

Несколько лет назад "Коласпортланд" и "Большой Вудъявр" объединились под одним брендом "Большой Вудъявр" (BigWood).

Прибытие

Мы приехали из СПб поездом 022Ч, который мы выбрали из-за более удобного расписания, чем у поезда «Арктика». Поезд оказался старым, обшарпанным, с розетками только в коридоре. Но это не страшно. Поезд прибывает в 18 часов в Апатиты. Далее вы можете добраться до Кировска на автобусе, такси или маршрутке. Мы заранее забронировали трансфер на микроавтобусе от жд вокзала, получилось 200 руб. с человека (1000 руб с машины). Трансфер предоставил хозяин жилья.

Из Апатитов до Кировска можно добраться на такси или на междугородних автобусах и маршрутках № 102, 131, 135, 128. От вокзала проще взять такси, чем дождаться автобус.

Микрорайон "Кукисвумчорр", или "25-ый км" в народе, находится чуть вдалеке от Кировска. На втором светофоре по главной дороге Вы увидите указатель "Горнолыжный комплекс Кукисвумчорр", и Вам следует повернуть на мост в сторону озера Большой Вудъявр. Затем Вы двигаетесь по главной дороге, въезжаете в посёлок и двигаетесь по улице Кирова, пока не увидите справа указатель "Горнолыжный комплекс Кукисвумчорр" (рядом магазин "Пятерочка"). Здесь Вам следует повернуть налево, проехать здание заброшенного ДК и Вы попадёте на нижнюю парковку ГК.

До Кукисвумчорра из Апатитов через Кировск идут только автобусы №128 и №135, из Кировска до Кукисвумчорра ходят еще автобусы и маршрутки №1 и №12, №104, №128, №135. Расписание автобусов доступно по ссылке http://www.25chorr.ru/?p=avtobusydokukis.

С точки зрения жилья, однозначно надо жить в Кировске, причем, на мой взгляд максимально близко к склону. Благо, квартир и апартаментов на съем очень много. Помимо этого, есть и некоторое число разного уровня отелей. Для тех, кто ищет тусовку, неплохим выбором будет Powder hotel – апарт-отель для молодежи относительно недалеко от склонов.

Мы выбрали квартиру на Олимпийской 79, - это крайний дом, самый близкий к северному склону подъемнику Большого Вудъявра. Рядом супермаркет Семья, остановка автобуса «Олимпийская» и новы кресельно-гондольный подъемник К6.

Каталка

В наш первый катальный день, воскресенье 11 марта, с утра основной подъемник К6 был закрыт по погодным условиям, к 11 часам его открыли. Дорога от дома на Олимпийской 79 до подъемника занимает около 5 минут. По дорогое мы обнаружили неофициальный ски-сервис и прокат оборудования (Олимпийская, 91), но цены в нем почти такие же, как в официальном. Делают только к следующему дню, так как большой объем заказов. Официальный находится на южном склоне, то есть если вы живете на Северном, то у вас не будет выбора. Ценник на парафин с полировкой – от 500 до 600 руб.

Хоть подъемник К6 и новый, быстрый, но к 12 часам там скопилась очередь на 10 минут. Снег мягкий, правда в это году снега оказалось немного – насыпало от 30 до 60 см. На северном склоне есть пара красных трасс и пяток синих. Обратите внимание, что подъемника К8 больше не существует – это старый советский кресельный подъемник, который снят с эксплуатации, но все еще присутствует на схемах.

Несмотря на воскресенье и достаточно большое число народу, трассы долгое время оставались в хорошем состоянии фактически до вечера. Откровенного могула, как в Альпах после полудня, не наблюдалось. В еще более хорошем состоянии пребывали южные склоны – там катаются меньше. Мы туда перешли сразу после полудня.

Основная часть северного (городского) склона – это широкая поляна с трассами 15, 17 и 18 (максимальная длина 1860 м). Уклон небольшой, трассы весьма условны, можно баттерить, прыгать и перекатываться между трассами по огромным зонам пухляка в любую погоду, которые, правда раскатывают быстро. С центрального склона можно уйти вправо (по ходу спуска) на красные трассы и в кулуары.

У подъемника К7, который находится на отдельном склоне, с одной стороны трасса, а другой редкий лес с лысыми участками. Там отличные возможности для фрирайда и невысокая лавинная опасность в этом месте. Однако дальше, за сопками, спуск очень опасен. Там регулярно сходят лавины. Буквально неделю назад там спасли райдера из-под лавины. Попасть к подъемнику К7 можно только с трасс 22 и 23 или же траверсом через два кулуара под старым неработающим подъемником с основного склона.

Крайне рекомендую красные трассы 22 и 23, с которых можно уйти в любую сторону в кулуары, благо это территория бывшего подъемника К8, где широкие поля пухляка с одной стороны и относительно безопасные кулуары с редкими кустами и деревьями с другой. Там большой перепад, кулуар узкий с кустами по сторонам, и можно перекатываться с одной стороны кулуара на другую как на хаф-пайпе.

23 трасса сегодня была закрыта, видимость там была близка к нулю.

Южный склон более вариативен по трассам, и там пик находится на более высокой отметке - 1047 м. К сожалению, больше половины дня все верхние трасы были в тумане, из-за чего очень классные черные трассы №6 и 13 были закрыта. Кулуары правее от трассы 13 безопасны, а вот дальше за трассу 6 ходить опасно – там регулярно сходят лавины.

Самый опасный участок находится под креселкой К4 – там нависают снежные козырьки, готовые оторваться, поэтому под ней и левее её, где больше нет трасс, ни в коем случае не стоит соваться.

Справа от нее идут отличные черные трассы 14 (самый огонь, максимальный уклон, широкая!) и 10, с которых можно скатиться в долину вниз. Это безопасно, потому что там уже небольшой уклон, но очень много пухляка. Права и скорость там не развить.

Красная трасса 9 имеет длинный скучный выкат к нижней станции К4. С утра рекомендую сразу спуститься по 14 трассе, пока она в хорошем состоянии (где-то часов до 12), затем начать подъем на самый верх южного склона. Выберите подъемник К1, это хоть и старый бугель с «тарелкой», но он гораздо быстрее, чем новый К3 со «шваброй». Далее нужно подниматься на К2 на самый верх.

Ну а дальше выбирайте сами - или широкие поля с синими трассами и пухляком между ними, или же черные по краям.

Второй день, 12 марта.

Потеплело до -5 градусов, погода еще больше испортилась. С самого утра стоял сильный туман с еще более плохой видимостью, чем в предыдущий день. Из-за этого закрыли массу трасс, включая все черные и часть красных, а также подъемник К2, и все трассы, идущие от него.

Вплоть до 15 часов сохранялась описанная ситуация, после же наступило небольшое прояснение. По сути большую часть дня мы катались в молоке.

Третий день, 13 марта

Сегодня первой день хорошей погоды. Температура от -14 градусов с утра до -8 днем, без осадков, переменная облачность, безветрие. Конечно же, все склоны с утра были открыты, что позволило нам обкатать ранее закрытые трассы. Мы сразу же направились на южный склон.

Там мы пару раз скатились по черным 14 и 10 склонам с заездом в ближние кулуары, которые находятся левее и между трассами. На этих трассах до 11 часов включительно сохранялся вельвет. Правее под креселку К4 соваться не стоит – там камни и очень серьезный обрыв, над которым висит снежный козырек, который оторваться.

Затем мы сразу ушли на самый верх по канатке К2. На нее к 12 часам скопилась 15 минутная очередь. Оттуда, конечно нужно сразу уйти на черную трассу 6 – вдоль нее широченные снежные поля с неплохим свежим пухляком. Затем это трасса сама уходит в кулуар по стенкам которого кататься – большой фан.

Центральные трассы южного склона синие широкие и отличными перекатами с пухляком. На этих трассах обычно учатся карвить, также они хороши для баттера: ровные, широкие и удобным уклоном.

С правой стороны (по ходу спуска) находится черная трасса 13, очень крутая с точки зрения уклона, широкая, также уходящая в кулуар с широкими стенками, откуда можно траверсом уйти еще ниже, на 9 и 10 трассу. Если этого не сделать, то 13 трасса переходит в синюю №11, совсем плоскую и скучную. Вам потребуется хорошо парафинить доски, чтобы там не встать.

Также хочу отметить, что внизу южного склона находится ski service (на северном только прокат) и хорошее кафе, которое значительно дешевле, чем Ice bar у подножия северного склона.

После обеда мы ушли на северный склон обкатывать 22 и 23 трассы, закрытые в предыдущие дни. Они и сами по себе интересны, но открывают широкие возможности рядом с собой. 22 трасса имеет сильный уклон в начале, а потом уходит в широкий кулуар, полный пухляка по стенкам. С него же можно уйти траверсом немного левее, под старый неработающий подъемник К8, и под ним спуститься через лес. 23 трасса уходит правее и дальше позволяет перебраться по хребту в еще несколько последовательных кулуаров, выходящих к нижней станции подъемника К7. Кулуары глубокие, траверсом их пройти сложно без скорости. Можно до них добраться с более высокой отметки, уйди выше с трассы 23 и пересечь их через перемычки. Обратите внимание, над этим местом висит мульда, полная снега – это лавиноопасный участок. Чем выше вы пересечете мульду, тем больше шанса подрезать лавину здесь.

Также будьте осторожны, здесь после частого схода лавин остаются хвосты – камни из спрессованного снега и льда, по которым проехать тяжело и можно легко травмироваться. Буквально день назад там товарищ сломал ногу – снежный камень ударил его через ботинок.

Но рельеф здесь шикарный, как и обилие снега, будьте осторожный, и вы не пожалеете.

Четвертый день, 14 марта. Кукис вам

В этот день мы решили рвануть на «25 км», он же гора Кукисвумчорр. В Хибинах погода непредсказуема, особенно в марте, она совершенно не согласуется с прогнозом погоды по Кировску. Более того, когда на Вудъявре плохая погода, на 25 км зачастую солнце. Дело в том, что эти горы стоят друг напротив друг друга через долину, где и расположен Кировск. Часто бывает так, что снежная туча просто застревает и висит над одним из пиков.

Вторая проблема в этот период года – это сильные ветры с порывами до шквалистого. Когда ветер поднимается до 15-20 м/c, то верхние подъемники закрывают. Сильные ветры поднимают снежную бурю, приводящую к очень слабой или нулевой видимости.

Вот и сегодня, когда мы поехали на 25 км, погода внизу не позволяла сказать, что нас ждет наверху. А ждал на боковой шквалистый ветер, который поднимал вокруг снежную бурю и сталкивал нас на опоры подъемника. Дело в том, что поверхность под подъемником имеет боковой уклон, идет вдоль черной трассы, таким образом, что вас тащит резко наверх, плюс скатывает по уклону в бок, и к этому добавляется сильный боковой ветер. Поскольку поверхность не ратрачится и не подсыпана для выравнивая горизонтали, то пока вы поднимаетесь, встречаются ямы и кочки до 30 см, и вас постоянно тянет вбок. Если вы встегнуты одной ногой, как это принято на всех курортах, то управлять сноубордом в таких обстоятельствах очень сложно. Именно поэтому многие сноубордисты здесь пристегивают сразу обе ноги на подъеме, тем более что за этим здесь никто не смотрит. Ко всему прочему, если вы сноубордист, после 5 подъемов у вас будет болеть нога, за которую бугель вас тащит вверх – из-за сильного уклона.

Всего на Кукисе 3 подъёмника и один бейби-лифт, который был даже не натянут. Два нижних параллельных друг другу, один из которых часто выключают. Верхний подъёмник длиной аж 1 километр, время подъема около 7 минут. Так было и сегодня – в течение 3 часов один из них выключали раза три, а потом закрыли совсем. Это неприятно, когда ты спускаешься к определённому подъемнику, а он выключился, о чем уведомлений нет, и приходится пешком сотню метров до другого. В трем часам дня выключили и верхний подъемник, остался один.

Вообще на Кукисе народу немного – сегодня было от 50 до 100 человек в сумме за день. Пик снежной бури пришелся на период с полдня до двух часов. Большинство предпочло спуститься в кафе внизу и переждать там. К трем часам большая часть народу вообще закончила кататься.

Что касается склонов, то они шикарны – здесь только красные и черные склоны с крутым уклоном, один из склонов уводит в прекрасный кулуар, правда небольшой. Одна только проблема – склоны сегодня были голые, сильнейший боковой ветер сдул весь снег в кулуары. Большая же часть цирков вне трасс – это поля с жестким старым снегом, местами проваливающимся.

Здесь как повезет: если погода порадует, то катка будет шикарной, в противном случае вас ждет сильное разочарование. Впрочем, как говорят, 25 километр – для тех, кто понимает зачем туда едет. Это, если можно так сказать, горнолыжка не для тех, кто по склонам катается, здесь большая часть людей поднимается пару раз за день ради того, чтобы уйти во фрирайд. Причем, конечно же, в лавиноопасные запрещенные кулуары и мульды (нумеруются от 39, 40, 41, 42 и 42). В кафе на стеке висит карта всех зон катания и лавиноопасных зон, почти в каждой ЛО стоит крестик, напоминающий о том, что там погибли люди. Больше всего крестиков в ЛО №40…

Относительно безопасным считается спуск на другую сторону хребта Кукисвумчорра и нижняя часть ЛО №43. Все цирки на Кукисе имеют свои имена, всего более пяти. Сначала вы поднимаетесь на самый верх и по хребту идете до цирков «Поуфинал» или до «Щели» и затем спускаетесь с обратной стороны хребта. Снизу вас может забрать снегоход, только надо заранее об этом договориться перед подъемом. Снегоход и его водитель все время находится в кафе или рядом с ним. Вы всегда можете спросить о его местонахождении на баре.

Самый безопасный вариант фрирайда – с самого верха спуститься по красной трассе 3.2 (если вы её увидите!) до её половины, а затем траверсом уйти направо в цирк ЛО №43, где его часть становится более пологой. Мы трассу 3.2 в снежной буре так и не увидели :)

Те, кто питают иллюзии, что смогут спуститься направо от подъемника №2 в безымянный цирк – не стоит – там очень сильный уклон и много камней. Хоть там жертв и не зарегистрировано, но там никто и не спускается особо. Вообще, крайней рекомендуем фрирайд здесь только с гидом или опытными райдерами, который катались здесь не раз.

В целом могу сказать, что все, что связано с 25 километром – это вопрос везения во всем. Кстати, сюда на Новый год сюда приезжала большая тусовка HellBus из Питера численностью около 150 человек.

Пятый день, 15 марта

Как погода не задалась вчера, так она не успокоилась и на следующий день. И это несмотря на то, что по прогнозу погоду должно было быть солнце и без осадков. С утра большая часть подъемников Вудъявра были закрыты из-за ветра скорость до 11 м/c по склону и до 15 м/с по верхам, включая гондолу К6, креселку К4 и бугель на самый верх южного склона К2. На северном склоне работала только канатка К7, до которой надо было идти пешком метров 200, а юге только нижние бугели. Смысла ехать на такси на южный склон не было.

Позже, к 12 часам открыли все подъемники и все склоны, после чего все ринулись на склоны. Боковой ветер сохранялся, но стал значительно слабее. В этот день мы наконец обнаружили слабо различимую небольшую трассу №21, на которой построено несколько средних кикеров. Можно было попрыгать. Кстати, еще парочка кикеров находится внизу рядом с учебным склоном. Вполне сносные для обучения прыжкам.

После обеда в 15 часов как по мановению волшебной палочки небо расчистилось, ветер стих, и засияло яркое солнце. За все дни такого еще не было – это была лучшая погода за неделю. Северный склон сегодня работал до 19 часов, а южный до 18. Из-за погоды многие решились катать до последнего, и, скатившись на южный склон после 18 часов, там и остались по неволе. Добраться от подножия южного склона до северного можно только на такси, которое там не дежурит – его надо вызывать по телефону или через приложение Up taxi. Благо интернет там работает хорошо – ловит 4G. Вот в такой ловушке оказались более 20 человек, ждать такси пришлось долго  Стоимость проезда – 400 рублей за машину.

Последний день катки

Последний день не порадовал погодой совсем. С утра был умеренный ветер с порывами до сильного, шел достаточно сильный снег, видимость была удовлетворительная. Сегодня ветер был противоположного направления, в результате чего с утра закрыли креселку К4, связывающую южный и северный склоны. Через некоторое время закрыли верхний бугель К2, а к полудню – еще и гондолу. На северном склоне остался работать только бугель К7. На него ринулись все, кто был на северном склоне, сформировалась приличная очередь на подъемник. Через час катания на нем многим это надоело, и народу поубавилось. К тому же пошел еще более сильный снегопад, видимость упала.

Но два часа катки на этом подъемнике позволили мне открыть для себя его недооцененные ранее возможности. Оказывается, помимо легкого фрирайда по лесу с левой стороны от подъемника, с него можно уйти достаточно далеко траверсом направо до двух последовательных кулуаров. Они узкие и глубокие, что позволяет на них достаточно быстро разогнаться с места со стенки на стенку с вылетом вверх.

В целом, несмотря на капризы погоды, катка порадовала своим разнообразием.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)