Об отличиях сервисов для обслуживания сноуборда

Большинство из вас, надеюсь, обслуживает свой сноуборд вовремя. А это значит, вовремя, то есть в начале сезона и несколько раз в течение его наносят парафин, точат канты и не допускают глубоких царапин скользяка.

И каждый из вас встает перед выбором - где обслуживать свой снаряд: в сетевых сервисах или частных, в каких!?

На самом деле, выбор этот достаточно ответственный, потому что результат и качество работы далеко не одинаковые.

Виды работ по обслуживанию

Почему важно наносить парафин своевременно - мы рассказывали в предыдущей статье.

Сейчас поговорим об отличиях в технике нанесения обслуживания сноубордов и парафина.

Существует ручная обработка оборудования и машинная. На счет того, какая лучше, давно идут споры. У каждого метода есть свои преимущества, но в конечном итоге, все зависит от мастера.

В случае ручного обслуживания, происходит предшлифовка поверхности для устранения зазубрин, наплавление парафина утюгом и заточка кантов канторезом. В случае машинной обработки

выполняется шлифовка и заточка канта по грани на ленте и машинная обработка парафином. Иногда дополнительно выполняется экстра-шлифовка на камне.

Шлифовка происходит при помощи специальных дисков с мелкозернистой шкуркой - 120-150 мкм. Поскольку все сноуборды снизу обычно немного выпуклые (это проверяется при помощи специального уровня), шлифовка происходит в несколько прогонов - сначала боковые зоны, потом центр.

Вопреки распространенному мнению, правильная шлифовка не убирает все царапины с пластика - в этом нет никакого смысла, т.к. неглубокие бороздки на скорость не влияют, к тому же, их все равно закроет парафин. Задача шлифовки - убрать резкие перепады на поверхности, зазубрины, убрать поперечные царапины. Повторюсь, скользяк стачивают ровно настолько, насколько это нужно чтобы вывести в горизонталь нижнюю грань канта.

После шлифовки происходит заточка канта. Угол заточки определяется либо по пожеланиям клиента (например, на спортивных досках это около 87 градусов), либо сохраняется то значение, которое было изначально. Если угол канта составляет 91 градуса (такое часто бывает на досках с завода), то его перетачивают на рекомендованные 89 градусов, т.к. угол в 91 градус будет нормально работать только на мягком снеге.

Канторез, по большому счету, исправляет только повреждения на вертикальной грани канта; частое его использование ведет к утончению канта. При этом нижняя грань канта закругляется, и последующая "кустарная" заточка приводит лишь к тому, что "заваливается" вертикальная грань, и угол заточки вместо стандартных 89 градусов становится, скажем, 87 градусов и менее. Все это приводит к тому, что для поворота вам будет необходимо закантовывать доску на больший угол, что для обычных райдеров (не спортсменов) некомфортно. Лично я точу канты под 90 градусов для продления жизни канта.

Чтобы этого избежать, широко используются специальные станки для подготовки инвентаря. При помощи этих станков происходит выравнивание нижней грани канта. Разумеется, при этом стачивается часть скользяка. Это является минусом машинной заточки: машинная обработка стачивает скользяк, хоть и незначительно. В действительности, скользяк спиливается ровно настолько, насколько завалена грань канта (в результате торможений при помощи сброса доски, "соскребывания" со склонов или бездумного использования канторезов).

С другой стороны, грамотная ручная заточка кантов позволяет идеально убрать все дефекты канта, не сильно его срезая, и не стачивая скользяк. Что важно, вручную можно срезать ровно столько металла, сколько требуется в данной части канта, не срезая его одинаково по все длине. Кроме того, ручная заточка позволяет точить под другие углы, отличные от стандартного (требуется для более агрессивного кантования).

В крупных мастерских и сервисах используют только машинную заточку, в то время как частные мастера делают это только вручную канторезом.

После заточки происходит нанесение парафина при помощи вплавления его утюгом вручную или специальной вакс-машины. Слой парафина должен быть очень тонким, он должен взаимодействовать с пластиком скользяка доски, но не подменять его собой. Здесь я сторонник ручного нанесения, но его не применяются в больших мастерских в связи с трудоемкостью и времезатратами. Ручное вплавление создает более толстый и надежный слой парафина, который дольше продержится на доске. К тому же, при использовании утюгов обеспечивается лучший прогрев, в результате чего парафин лучше впитывается в структуру.

По опыту парафина, нанесенного на машине хватает примерно на более короткий период катания, примерно в два раза. Именно поэтому спортсменам снаряды парафинят всегда вручную.

После высыхания парафина, происходит финишная полировка доски при помощи специальной ленты.

Для ремонта повреждений и глубоких царапин используются специальные пистолеты, в которых расплавляется специальный пластик, соответствующий типу пластика скользяка - sintered или extruded (например, графитосодержащий). После высыхания пластика, излишки снимаются при помощи цикли (циклевание).

В крупной мастерской могут починить и более серьезные дефекты, например, выдранные куски верхней крышки, скользяка, канта и даже в некоторых случаях - повреждения сердечника.

Выводы

Так где обслуживать свой сноуборд с больших мастерских или у частных мастеров? Как я уже сказал, все зависит от мастера. В большинстве крупных сервисов, где сезонное обслуживание поставлено на поток, я все чаще сталкиваюсь, что шлифовка на ленте выполняется кое-как, канты стачиваются пусть и правильно по углу, но из-за заточке их на ленте, кое-где могут остаться дефекты. Ну а парафин, наносимый машинным способом, однозначно меньше продержится. Хотя здесь важно и изначальное состояние скользяка, и применяемый парафин.

Если у вас сухой скользяк (стал белым, и это не удаляется шлифовкой), то однозначно нужно наносить более толстый слой парафина вручную.

Единственный случай, когда я не могу порекомендовать ручную обработку - это когда нижняя грань канта у вас сточилась и "завалена" (закруглена). В этом случае её однозначно надо ровнять вместе с базой на станке.

Отмечу, хорошего частного мастера еще надо найти, потому что неопытный срежет вам канты очень быстро, а их не восстановить.

В Санкт-Петербурге я могу порекомендовать только одного мастера - Леонида, у которого обслуживаю свои борды сам. Это человек с огромным опытом, который более 10 лет готовил оборудование для спортсменов к соревнованиям в России и Европе. Он сам катается со времен СССР и очень хорошо разбирается в оборудовании. Его приглашают на тест-драйвы парафинов все ведущие производители в России.

Кроме того, он вам даст массу ценных советов по тому, как надо обращаться с вашей доской. Да, и парафины, которые он использует - точно едут. Он их тестировал сам.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)